Он чуял.
Широкой рекой лилась ложь, разбавляла правду, скрипучим ломаным строем шли виртуальные финансы. Многообразие языков выло, как ветер на Вавилонской башне, но Арсен понял через короткую единицу времени, что языки ему не нужны: он принимает информацию в незакодированном, первозданном виде. Это не слова, не речевые конструкции, не графики, не таблицы. Не столбцы цифр, не последовательности команд. Это информация голая, лишенная формы и носителя, информация как она есть.
Он завис посреди бесконечного пространства, потрясенный. Обалдевший. Жизненно важные сведения о высоте и силе ветра текли рядом с банковскими счетами, многопалые руки шарили вслепую, ощупывая нити, выискивая зерна. На самом деле никаких рук не было: просто Арсен, по человеческой привычке, искал образы. Придумывал аналогии. Чутье подсказало ему, что это можно и даже удобно.
Вернулись цвета. Красным цветом расплывалась агрессия, скалились на публику уродливые личины приличных людей. Неуклюжие лапы-манипуляторы, обычные человеческие орудия, тащили информацию и расчленяли ее, и скармливали, скармливали в миллиарды жадно разинутых ртов. Мусор, похожий на тонны старой жвачки, залеплял изнутри чужие мониторы. Арсену стало тесно, будто человеческие образы и аналогии облепили его высыхающей, сжимающейся кожей.
Тогда он размножился. Это было великолепно. Миллиарды Арсенов заселили весь мир в долю секунды. Он обрабатывал одновременно миллиарды сигналов. Он был спрут со щупальцами, он был амеба и облако. Он был официальным сайтом посольства малой африканской страны в Лондоне. Он был диспетчерским пунктом аэропорта Чанжи города Сингапура, и сотни самолетов висели в воздухе: никогда в жизни, даже в раннем детстве, у него не было столько игрушечных самолетов. Потом он увидел себя Снежной королевой – он смотрел из монитора, как сквозь оконное стекло, на лица мальчика и девочки, глядевших оттуда, снаружи, в экран. Он подышал на монитор – и тот покрылся ледяными узорами. Он успел заметить в быстро мутнеющем стекле, как мальчик вскакивает и в ужасе кричит, широко разевая рот, а девочка, наоборот, завороженно смотрит, что-то хочет увидеть на меркнущем экране…
– Что будет?
– Да что обычно. То же и будет.
– Мы все привязаны. Мы все сидим у экранов.
– Так и раньше сидели.
– Не так. Раньше была и… нормальная жизнь. А теперь – только та, что за монитором.
– Иногда она лучше так называемой нормальной. Ярче. И больше похожа на настоящую.
Марина и Сергей Дяченко, "Цифровой, или Brevis est"